А расскажите нубу, что такое тир страны? В аффилейт кейсах вижу иногда, а что это так обозначают и почему одно ГЕО помечено единицей, а другое тройкой, например?
То, что в арбитраже трафика все ГЕО делятся на пулы стран со своими особенностями, считается непреложной истиной. Как и то, что есть Tier-1, куда лить дорого, но выгодно, и Tier-3 с дешевыми лидами, но меньшими выплатами.
А что, если все не совсем так? Не спешите бросать тапками. Сейчас я все расскажу.
Почему привычная арбитражная классификация стран некорректна
Каждый раз, когда я читаю гайды в арбитражных медиа, меня поражает одна вещь. Из публикации в публикацию авторы рерайтят один и тот же список стран.
Попытки как-то критически переосмыслить эту штуку встречаются крайне редко. Вот для примера один из таких перечней Tier-1, 2, 3.
Замечательный список, правда? Нет, с первого взгляда он и действительно хорош – подробный, с четким и удобным делением.
Но давайте внимательно вчитаемся. И что же мы с вами увидим? Чудеса мировой экономики.
Оказывается, высокотехнологичные Сингапур и Южная Корея относятся всего лишь к Tier-2.
А Словения, которая для ЕС что-то вроде чемодана без ручки – к целому Tier-1.
Если же заглянуть в Tier-3, то вообще хочется то ли перекреститься, то ли срочно проверить, не в альтернативную ли Вселенную меня занесло. Мы видим там таких китов, как Саудовская Аравия, Иордания, Катар и даже… Китай.
Вы можете сказать «Критикуешь, так предлагай». Хорошо, давайте сперва разберемся, какие ошибки допускают маркетологи и арбитражники при распределении стран по Tiers:
Страны попадают в списки по уровню «открытости» для аффилейт-маркетинга – то есть в Tier-1 влетают хорошо известные ГЕО, которые арбитражники уже заездили вдоль и поперек. Но и здесь я вижу откровенный косяк. К примеру, ЛатАм – уже давно не «темная лошадка» для вебов;
Не учитывается реальная обстановка на данный момент – вероятно, копирайтеров из медиа не пускают даже на новостные сайты. Да-да, вот прямо так и спрашивают на входе «Копирайтер? Давай, до свидания!» Иначе такое незнание политических и экономических реалий я объяснить не могу;
Не допускается, что в одной и той же стране может быть расслоение по уровню жизни – не все бразильцы живут в фавелах, а индусы – в бомбейских трущобах. И, наоборот, в Швейцарии не все потомственные банкиры.
И здесь можно возразить: «Но это деление идет на основе выгоды для арбитражника и выгорания рынка».
Да, я в курсе, что Tier-1 с высокой конкуренцией, но и высокими рейтами. Tier-2 по такой классификации – середнячок, а в Tier-3 аудитория не выгоревшая и дешевые лиды. Но и здесь «не все так однозначно». Авторы таких таблиц не учитывают еще несколько моментов:
ГЕО постепенно выгорают и растет конкуренция – например, на Аргентину и Бразилию уже лить дороже, чем в 2021 году. Причем мы сами же, своими руками и создаем эту конкуренцию;
Многое зависит от ниши и оффера – насколько он свежий, насколько вообще нужен и интересен аудитории;
Рекламодатели понимают принцип деления лучше маркетологов и самих арбитражников – вместо тысячи слов я покажу один скриншот:
Обратите внимание на рейты. А теперь сверьте с таблицей выше – все это Tier-2 и Tier-3. Думаю, уже этого достаточно, чтобы вы перестали слепо доверять всяким разделениям ГЕО на Tiers.
Примеры правильного разделения стран по тирам
Сейчас я переверну ваш мир с ног на голову и объясню, как в текущих условиях страны на самом деле делятся по перспективности для арбитража трафика. Это, естественно, взято не с потолка. Мы в редакции регулярно копаем свежие кейсы. Да и сами потихонечку льем трафик, и вообще мониторим и публикации, и обстановку на рынке.
Tier-1
Это в первую очередь Мама-Азия. А именно:
Ближний Восток. Сюда относятся ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия и прочие «нефтяные» регионы. Не все здесь шейхи, но уровень жизни высокий, доступ к инету хороший – я покажу статистику дальше;
Развитые страны Южной и Юго-Восточной Азии – Сингапур, Южная Корея, Япония;
Также сюда входят до сих пор традиционные государства Tier-1. Например, Австралия и Новая Зеландия – пока еще не выгоревшие регионы с хорошим уровнем жизни. А вот пул европейских стран оценивать сложно. И Северную Европу, и Центральную уже достали арбитражники – перенасытили рынок и родили высокую конкуренцию.
Tier-2
Правильно будет оставить большую часть «середнячков» из СНГ и Центральной Европы здесь, в этом Tier. Но с поправкой на текущие реалии и уровень жизни. К примеру, по понятным причинам, Украина может улететь в Tier-3.
Кроме того, почти весь ЛатАм и даже некоторые африканские государства давно уже стоит перенести именно сюда, в Tier-2. Дело в перспективности для арбитража. Если вы возражаете по поводу Африки, то вот несколько кейсов – раз, два и три.
В Tier-2 я бы перенесла и Китай. Не в первый – только из-за «великого китайского фаерволла» (некоторые источники вроде Facebook вообще отпадают для этого ГЕО). И того, что Китай Китаю рознь: есть провинции, которые жестко отличаются по уровню жизни. А рынок здесь огромнейший.
То же самое по объемам рынка можно сказать про Индию – с перспективой на выход в Tier-1.
Tier-3
Предлагаю перенести сюда пул стран из Tier-1.
Это США и Западная Европа. Они пока еще живы для арбитража, радуют высокими рейтами. Но вебмастера сами «убили» рынок. И продолжают делать это и сейчас. К тому же, в этих странах:
Доступный обширный рынок товаров и услуг – это повышает конкуренцию и в целом в нише онлайн-маркетинга. И арбитражник с классической COD-нутрой или паленой товаркой сюда вписывается очень слабо;
Жесткие законодательные ограничения – например, сфера iGaming зарегулирована в США «от и до». И я об этом еще немного расскажу;
Местный менталитет – для разных вертикалей, конечно, обстановка своя. Но средний норвежец/немец совсем не готов выбрасывать деньги на мутный товар или стать хайроллером в казино.
Это не только мое мнение – вот, к примеру, пост из паблика про гемблу и все, с ней связанное:
Для тех, кому лень читать, поясняю: оценивать нужно реальную обстановку на месте. Интерес игроков, способность их приносить профит рекламодателю. Это же касается и других вертикалей. И партнеркам не мешало бы хорошенько переосмыслить выплаты для разных стран. За ру-трафик уже давно пора платить на порядок выше.
Tier-4
А здесь я соглашусь с почти всеми авторами классификаций. Где трафика нет – там и делать нечего. Ну разве что Ким Чен Ын купит себе флакон Силы Султана. Или в логове талибов хорошо зайдет онлайн-казино. А основная масса народа сидит без денег и с кривым инетом. Или вовсе без него.
Реальные критерии для оценки ГЕО
Как я уже сказала, многие маркетологи плевать хотели с высокой колокольни на то, что реально происходит в мире. Особенно смешно читать, как добрую часть африканских стран сразу относят к Tier-4. Между тем, есть вебы, которые радостно льют на ту же самую Гану. А я сейчас расскажу, что стоит учесть (и что учитывала я) на самом деле при классификации стран на Tiers.
Геополитическая обстановка
Я специально вынесла этот критерий первым. Мир штормит, богиня Кали шагает по планете, а Большой Шлепа готовится накрыть своей лапой очередную страну на карте.
Нет, в тонкости внутренней и внешней политики вникать не надо. Просто перед тем, как лить на ГЕО, проверьте – а не решили ли там поиграть в войнушку/устроить переворот вне очереди?
Вы можете возразить, что льют же на iGaming под Украину и льют успешно. Но тут нужно включить голову. Онлайн-знакомства, секс и казино, если у людей есть интернет, интересуют всегда. Надо же отвлечься от окружающего дурдома. А вот товарка, нутра – это все мимо. Вы же не станете лить сейчас омолаживалки на Палестину и Йемен? Если станете, у меня для вас плохие новости.
Еще один пример – те, кто решил лить на Беларусь в августе 2020 года, вероятно, до сих пор считают убытки. Инет в стране отрубали на несколько дней, трафик лег полностью. А ведь, казалось бы, тихое ГЕО из Tier-2. Мораль: следите за новостями, и будет вам счастье.
И снова – никто не заставляет высчитывать суммарный ВВП на душу населения. Но я бы учла Индекс человеческого развития (ИЧР) – это общий показатель, который учитывает уровень жизни, образования, продолжительность жизни в стране. Это и уровень дохода населения, и средние зарплаты, и покупательная способность. При расчете оценивают уровень безработицы, процент преступности, коррупции и прочих нехороших вещей. Советую заглянуть вот в эту табличку. И, кстати, вы удивитесь, но в рейтинга стран с очень высоким и высоким ИЧР полно ГЕО из арбитражных Tier-2 и даже Tier-3.
И еще посмотрите экономические рейтинги государств – например, от Всемирного банка. Расслоение в государстве по уровню дохода никто не отменял. Так что прочитайте про коэффициент Джини и поищите актуальную стату:
Доступ к Интернету
Капитан Очевидность гласит: арбитраж трафика – это ведь онлайн-маркетинг. А чтобы люди что-то покупали/совершали другие действия онлайн, нужно, чтобы у них был доступ к этому самому Интернету. А быстрое соединение помогает человеку не плюнуть и закрыть лендинг, а дойти до конверсии.
И снова статистика готовит нам море открытий чудных. Внимательно посмотрите на скрин ниже – у кого самый солидный охват?
И снова это страны, которые принято относить к Tier-2 и Tier-3. Саудовская Аравия, ОАЭ, Сингапур, Малайзия… Все даже лень перечислять. Единственное, в чем правы составители арбитражных классификаций – в некоторых странах Африки беда с инетом.
Но это не значит, что лить трафик туда совсем уж нельзя. Для отдельных ГЕО стоит сделать поправку еще и на количество населения – как в случае с Индией.
А если брать скорость подключения, то первые места снова занимает наш любимый Ближний Восток вместе с Юго-Восточной Азией и, неожиданно, ЛатАмом.
Реальная конкуренция на арбитражном рынке
Арбитражники лили, лили, да весь трафик и вылили – как, например, на набивший оскомину Tier-1. Проще говоря, мы своими же ручками и превращаем рынок в выжженное поле.
Вспомните самое начало аффилейт-маркетинга. Правда, офигенно было лить дейтинг на Германию с каких-нибудь пушей и получать профит $100500? Сейчас это почти нереально.
Сейчас аудитория из Европы и США пресытилась нашими увеличалками и похудалками, и даже на гемблу лить не так просто.
И потихоньку мы выжигаем еще и ЛатАм – после ковидного хайпа кейсов на эти ГЕО становится все больше. Мой совет: смотрите, по какой стране почти нет «профитных кейсов» под именно ваш оффер/нишу. И лейте туда – там непуганая ЦА.
Законодательство в отношении вашей вертикали и ниши
В первую очередь, фактор нужно учесть, если вы льете на iGaming офферы. Бывает так, что правительство с законодателями под ручку создают почти невыносимые условия для игрока. Это касается и доступности платежек, и блокировки сайтов. Когда клиенту сложно даже внести депозит, это сказывается на вашей конверсии и профите.
Далеко ходить не надо – вспомните, что зеркала онлайн-казиношек под ру-траф создают не просто так. А пополнить счет картой Visa игроку из РФ невозможно. Или, например, в Канаде обязательно нужна местная лицензия, чтобы заведение работало.
Есть и другой момент: иногда уголовное дело получают не только овнеры казино, но и те, кто льет на эту самую гемблу. Был реальный случай с выдачей из Израиля в США схемщика, и куча арестов внутри самих Штатов тех, кто на iGaming зарабатывал. И хоть ГЕО и относится к первому тиру, лить на него не совсем безопасно.
Так что при оценке ГЕО на перспективность все-таки ставьте себя на место пользователя. И прикиньте, не грозит ли вам лет 5 за «отмыв денег» при заливе на нелегальные продукты.
Доступность платежных средств
Если вы льете на SS-нутру, e-commerce, iGaming, SP/BS и прочее, где нужен платеж на ленде, опять поставьте себя на место пользователя. Проверьте, какие платежные шлюзы предлагает рекламодатель. Если он знает популярные местные кошельки и позаботился их подключить – он хороший, годный рекл. Если предлагает платить из России международной Визой, а из Китая – через Капиталист, то… сами понимаете.
А при выборе Tier для залива советую оценить сразу пачку моментов:
Какие в ГЕО популярны платежные решения – погуглите список кошельков, доступных в стране платежек. Инфа легко находится обычным гуглением – например, на первой же странице мне выдали краткую статью про разные регионы;
Насколько эти платежки открыты к сотрудничеству с онлайн-маркетингом – предоставляют ли свои шлюзы рекламодателям, просто ли клиенту выпустить карту, провести онлайн-платеж.
Если же в стране совсем беда с онлайн-платежами, как в Северной Корее или Афганистане, тогда и справедливо ее отнести к Tier-4. Но никак не из-за «низкого уровня демократических свобод», как выдают некоторые авторы.
Советы арбитражникам по выбору ГЕО
Все, что я сейчас наговорила, можно свести к одной фразе: «Плюньте на все классификации по Tiers!». Они нужны в первую очередь рекламодателям, чтобы выставлять рейты. И чтобы обозначить доступные ГЕО в партнерке:
Вот на что реально стоит обратить внимание при выборе страны для залива:
Показатели по ГЕО – средний CR, процент апрува, eCPC и прочее. Они показывают «среднюю температуру» по партнерке, но дают представление куда более адекватное, чем таблицы с ТИРами;
Местный менталитет, традиции и привычки – неа, я не про стереотипы вроде «Итальянцы азартные». Я про то, чем зарабатывает местное население. Если в Западной Африке любят барыжить криптой на нелегальных биржах и заниматься обменом валют – то вы поняли, на что можно лить;
Все, что я перечислила выше, – особенно обратите внимание на законодательство, реальную конкуренцию, логистику и платежки. Логистика – это для тех, кто льет товарку и нутру. Проще говоря, уточните, есть ли доставка и колл-центры под ваше ГЕО.
А оценить конкуренцию по рынку довольно просто. Если в спай сервисах миллион креативов под выбранное ГЕО, а в медиа – миллион кейсов с 1000% ROI, то у вас два выхода:
Бежать, сломя голову, пока другие не расхватали профит;
Забить на эту страну, почесать затылок и выбрать другое ГЕО, не настолько перенасыщенное.
Что выберете вы, зависит от вашего здравомыслия. Мне хочется верить, что моим читателям медиа и спикеры на конфах пока еще не заменили собственный мозг.
Заключение
Как вы убедились, разделение стран на Tier 1, 2, 3 – всего лишь условность. Классификации сейчас устарели.
А мой главный совет – всегда мониторьте реальную обстановку на текущий момент. И вы сможете создать для себя пул стран, где ваша вертикаль и оффер отливается с профитом. Так сказать, собственный Tier-1.
Это обозначают разные ГЕО по уровню дохода и профитности для арбитражника:
Tier-1 – США, Канада, Западная Европа. Ставки высокие, но и конкуренция большая;
Tier-2 – СНГ, вообще Восточная Европа, ОАЭ, Япония. Конкурентов меньше, но и комиссионные ставки ниже, и покупательская способность меньше;
Tier-3 – тут ЛатАм, Юго-восточная Азия, Индия, Африка. Можно неплохо заработать, так как страны не перегреты. Но дорогие офферы сюда лить почти бесполезно.
Есть ещё и страны tier-4. Там и инета толком нет, и доставок нет, и вообще арбитражникам нечего в этих ГЕО делать. Самый яркий пример Северная Корея или Афганистан.
Вообще это очень все условно, куда лить профитнее, а куда нет. Например, под страны tier-1 выплаты, конечно, хорошие, но и трафик обычно дорогой. Не советовал бы новичку гнаться именно за этими ГЕО. Лучше набить руку на ЛатАме или каком-нибудь Тайване.
Странное определение “По уровню профитности для арбитражника”. Если почитать свежие кейсы, то по Tier-3 уже пару лет как рубят отличный профит, а страны Tier-1 нервно курят в сторонке. Траф дорогой, офферы выгорают как пирожки на сковородке. Это на любителя, в общем-то, на какие ГЕО лить.
Это идет разделение скорее по уровню дохода населения. Чем выше доход, тем больше люди готовы региться в казино, закупать всякие вау-товары и т. д. И комиссия более жирная, потому что ЦА приносит больше прибыли рекламодателю.